<
Бюро переводов Glebov
03049, г. Киев, ул. Брюллова 12, оф. 5
office@glebov.com.ua

Особенности ведения бизнеса в Румынии

Факты и статистика

  • Месторасположения: южно-восточная Европа, граничит с Болгарией (608 км), Венгрией (443 км), Молдовой (450 км), Сербией и Черногорией (476 км), на севере (362 км) и на востоке (169 км) с Украиной.
  • Столица: Бухарест.
  • Население: 21,729,871 (перепись за 2014 год).
  • Этнический состав населения: румыны - 89.5%, венгры - 6.6%, цыгане - 2.5%, украинцы- 0.3%, немцы - 0.3%, россияне - 0.2%, турки - 0.2%, другие -0.4% (2002).
  • Религия: православие (включая все производные) - 87%, протестантизм - 6,8%, католицизм - 5,6%, другие (в большей степени мусульмане) - 0,4%, не придерживаются никакой религии - 0,2% (2002).

Особенности ведения бизнеса в Румынии - краткий перечень приветствий

 

Румынский язык

Официальным языком является румынский язык, на котором разговаривает приблизительно 89% населения, что составляет 23 млн. человек. Приблизительно 7% населения разговаривает на венгерском языке, в основном в Трансильвании. Наседение носителей немецкого языка примерно равняется 1,5% национального состава населения Румынии.

Культура и общество в Румынии

Иерархия

  • Румыния является иерархическим обществом, в котором уважают возраст человека и его социальный статус.
  • Людей приклонного возраста считают мудрыми, поскольку они приобрели жизненный опыт.
  • Румыны ждут, что самый младший, или по возрасту или по социальному статусу, должен принимать решения, которые будут самыми интересными для всей группы.
  • Титулы являются крайне важными для румын и говорят об уважении.
  • Ожидается, что Вы будете использовать титул человека и его фамилию пока он не разрешит Вам называть его по имени.

Семья

Семья - это основа социальной структуры и способ формирования стабильной основы для большинства людей.
Каждый формирует свой круг общения и получает социальную помощь в случае необходимости от своей семьи.
Румынские семьи - патриархального типа, где отец - глава.

Личное пространство

  • Румыны придерживаются формальностей и достаточно сдержаны, у них сильная потребность касательно личного пространства.
  • Большинство не доверяют незнакомцам сразу же.
  • На первый взгляд Вы будете удивлены этой сдержанностью касательно самих себя и других, поскольку в большинстве случаев они стеснительные и тихие.
  • Как только Вы наладите личные отношения, румыны слегка Вам откроются.
  • Также они всегда предельно вежливы. Румыны изредка переходят от принципа называть по имени тех людей, которые не принадлежат к семейному кругу или к близким друзьям. 

Этикет и традиции в Румынии

Встречи и приветствие

  • Первое приветствие является формальным и стабильным: рукопожатие, прямой зрительный контакт и соответствующее приветствие в зависимости от времени суток. 
  • Некоторые румыны в возрасте, при встрече, целуют руку женщине. Ожидается, что иностранец не будет целовать руку румынской женщине.
  • Близкие друзья могут поцеловать и обнять друг друга при встрече. 
  • Ожидайте двойного поцелуя в щечку с двух сторон, начиная с левой.
  • Дайте возможность Вашему румынскому другу определить, когда Вы действительно породнитесь с ним.

Титулы

  • В Румынии к людям обращаются по уважительному титулу (“Domnul” для мужчины и “ Doamna ” для женщины) и по фамилии.
  • Друзья могут обращаться друг к другу по имени или по титулу.
  • Только близкие друзья и семья обращаются по имени без прибавления уважительного титула.

Этикет обмена подарками

  • Если Вас пригласили в жилье к румынам, принесите с собой цветы, плитку шоколада или импортный алкоголь для гостей.
  • Дарите непарное количество цветов. Парное количество цветов - это признак похорон.
  • Розы и гвоздики - хороший выбор для подарка. 
  • Подарок для детей всегда оценят.
  • Подарки следует распаковывать при получении.

Этикет при застолье

  • Приходите вовремя, если Вас пригласили к обеду.
  • На вечеринку Вы можете опоздать только на 15 минут.
  • Одевайтесь так, как если бы Вы оделись в офис.
  • Проверьте не стоит ли обувь возле входных дверей, если да, то снимите свою пару.
  • Ожидайте, что Вас встретят весьма почтительно.
  • За столом придерживайтесь установленных правил этикета и ведите себя культурно.
  • На мероприятии должен быть план рассадки, поэтому дождитесь, когда Вам скажут, за какой стол сесть.
  • Правила поведения за столом континентальные - держите вилку в левой руке и нож в правой во время приема пищи.
  • Оставьте салфетку на столе. Не кладите ее себе на колени.
  • Не начинайте прием еды, пока не услышите, что официант или официантка скажут "приятного аппетита" (смачного).
  • Всегда держите руки в поле зрения, когда Вы едите. Держите ваши запястья в расслабленном состоянии на краю стола.
  • Вам придется настаивать на том, что вы не сможете съесть больше, так как отказ не следует воспринимать за оскорбление, а напротив как проявление хороших манер.
  • Поливать блюдо дополнительным соусом и класть несколько кусочков хлеба - это приемлемо.
  • Кладите вилку и нож крест на крест, если хотите сообщить, что Вы не завершили трапезу.
  • Когда Вы закончили трапезу, расположите нож и вилку поперек тарелки, зубцами внизу и ручками в правую сторону. 

Деловой этикет и протокол

  • В Румынии все еще можно столкнуться с бюрократией.
  • Личные отношения являются ключевыми, если Вы планируете пробиться через бюрократический режим.
  • Очень много бизнеса пересекается с местной бюрократией, в результате чего ведение бизнеса требует настойчивости.

Построение взаимоотношений

  • Румыны отдают предпочтение простым бизнес-партнерам, которые не хвастаются своими свершениями или достижениями в финансовой сфере.
  • Они гордятся собственными манерами - 
  • свойственны только им, и ожидают от других такого же поведения.
  • Когда вы сомневаетесь - начните вести переговоры в официально-деловом стиле, и дайте возможность Вашим бизнес-партнерам перевести отношения на более личный уровень.
  • Пока Вас будут воспринимать как постороннего человека (человек, который не принадлежит к семейному кругу или к кругу друзей), Вас будут рассматривать как весьма официального человека.
  • Когда Ваши румынские коллеги ближе познакомятся с Вами, они будут рассматривать Вас как инсайдера (лицо, которое владеет конфиденциальной информацией), что позволит им относиться к Вам более лояльно. Это процесс, который невозможно ускорить.
  • Как только Ваши личные отношения улучшились. для компании, которую Вы представляете - это не является важным фактором, так что не обольщайтесь тому, что Ваши личные отношения перешли на новый уровень.
  • Но как только Вы покинете компанию, человек, который придет вам на замену, будет вынужден все начинать заново. Отрекомендуйте свою "замену" Вашим деловым партнерам, если это вообще возможно в данной ситуации.

Этикет деловых встреч 

  • Деловые встречи - непременная составляющая и их планируют заранее за 2-3 суток, желательно в форме письма.
  • Как правило, запланировать встречу в июле сложновато, поскольку, как правило, на этот месяц приходится отдых.
  • Как правило, бизнесмены заняты на протяжении Рождественских праздников и Пасхальных праздников.
  • Придите заранее и будьте готовы подождать.
  • Пунктуальность является характерной чертой для частных компаний или для тех людей, которые часто занимаются бизнесом на международной арене.
  • Что касается государственных компаний, то, скорее всего, Вы вынуждены будете подождать.
  • Как правило, встречи носят формальный характер и тут придерживаются консервативных правил этикета.
  • Подождите, пока Вам не скажут, куда следует сесть. Как правило существует строгий протокол, которого следует придерживаться.
  • Не снимайте свой пиджак без разрешения или до тех пор, пока старший по положению румын не сделает этого.
  • Ждите, что Вы потратите много времени на знакомство, прежде чем перейдете к деловым вопросам.
  • Презентации должны быть содержательными и понятными.
  • Прибавьте некоторые факты и количественные данные для подтверждения новых выводов.
  • Избегайте преувеличений и не выдвигайте чрезмерных требований.

Ведение переговоров

  • Бизнес носит иерархический характер. Решение принимает верхушка компании.
  • Большая часть принятых решений требует нескольких уровней одобрения. Иногда кажется, что никто не хочет отвечать за принятие решения.
  • Исполнение простых задач может потребовать нескольких визитов.
  • С румынами достаточно трудно вести переговоры.
  • Румыны очень переживают, что иностранцы могут занять лучшие позиции.
  • Нанимайте своих собственных переводчиков для встреч и переговоров.
  • Продажи необходимо основывать исключительно на письменных подтверждениях. Для решения финансовых вопросов лучше использовать местные банки, которые являются филиалами западных банков.
  • Румынам свойственно говорить то, что по их мнению, хотят услышать другие.
  • Избегайте конфронтационного поведения или агрессивных продаж.
  • Решения могут с легкостью в корне измениться.
  • Используйте непрямой стиль переговоров. Откровенность считают плохой манерой поведения.
  • Конракты - это скорее всего утверждение протокола о намерениях. Ожидается, что в случае изменения обстоятельств в контракт будут внесены пересмотренные условия.
  • Не меняйте людей, которые ведут переговоры, пока решение не будет утверждено, поскольку процесс построения отношений начнется с самого начала.

Этикет вручения визиток

  • Визитками следует обмениваться без официоза.
  • Если Ваша компания основана более 50 лет тому назад, укажите дату основания на вашей визитке. Румын поражает стабильность.
  • Добавьте любые данные о получении степени в высшем образовании в свою визитку.
  • На Вашей визитке должен быть перевод на румынский язык.



Устный перевод

Услуги квалифицированных устных переводчиков для различных мероприятий.

Курсы иностранных языков

Glebov предлагает курсы иностранных языков. Возможны групповые и индивидуальные занятия.

Письменные переводы документов

Перевод документов как для частных лиц, так и для крупных компаний.

Заверение переводов

Все переводы, выполненные нашими переводчиками, мы можем заверить своей печатью или нотариально.