Язык жестов

Язык жестов - это способ коммуникации с помощью движений тела, особенно рук и ладоней. Язык жестов способен устранить речевые пробелы, что делает его уникальным средством общения среди языков. 

История развития языка жестов интересная и, вероятно, берет свое начало раньше, чем сам язык был создана.

Почему нужен язык жестов?

Язык жестов используют, если вербальное общение нежелательно или невозможно.

Существует ряд причин, по которым общение между двумя людьми может быть невозможным. Если два человека, говорящих на разных языках не могут вербально общаться, то они могут применить элементарные жесты для общения, тогда как человек с недостатками слуха и речи может научиться сложной системе языка жестов, которая позволяет ей общаться с другими невербально.

Ранняя история языка жестов

История языка жестов считается старше любой формы устной речи. Язык жестов может содержать много основных жестов, включая пожимание плечами, указательный жест пальцами и мимику лица. Язык жестов - это глобальный язык во многих аспектах, ведь такой элементарный жест, как указание пальцем, понятен людям во всем мире, и неважно, могут ли они говорить на одном языке или нет.

Индейцы равнин Северной Америки

Известным примером эволюции развития языка жестов были индейцы прерий, которые заселяли Америку в начале 19 века. Они использовали фиксированную систему положений руки и пальца, чтобы выразить конкретную мысль. Различные племена индейцев равнин могли общаться друг с другом.

Например, рука, сложенная в форме чашечки, прыгающая подальше от говорящего, могла напоминать бегущего оленя, тогда как два пальца, которые колеблются между указательным пальцем другой руки - символизировали человека на коне. Жест, когда два пальца раскрыты перед ртом, напоминал змеиный язык и символизировал ложь или измену, тогда как имитация расчесывания длинных волос означала, что это женщина.

Такие основные символы стали настолько привычными для них, что они могли совмещать их для создания сложных рассказов, чтобы передать сообщение или даже вступить в диалог с людьми, которые знали язык жестов. Большинство племен индейцев равнин хорошо знали язык жестов и широко использовали его.

Язык жестов: история развития

Другие примеры раннего использования языка жестов

Считается, что процессы развития языка жестов, подобны тем, которые были у индейцев равнин, также возникли среди древнейших обитателей Северной Америки, Африки и Австралии, в целом, как средство общения между людьми из разных языковых окружений.

Еще один интересный случай в истории языка жестов - это его использование в общении между японцами и китайцами. Хотя японское и китайское письмо имеют много общих иероглифов, но произношение настолько отличается, что эти два языка оказываются, по сути, непонятными. Однако, проследив количественные данные взаимопонимаемых иероглифов, человек, который говорит на японском, способен общаться с носителем китайского языка.

История развития языка жестов для людей с недостатками слуха и речи

Ранее общество считало людей с недостатками слуха и речи умственно отсталыми, и что их невозможно учить. В древней Греции и Риме было несколько общеизвестных случаев, когда люди ухаживали за лицами с ограниченными возможностями. В основном, общество тех временах не пыталось разработать формальную образовательную систему для людей с недостатками слуха и речи, в некоторых случаях даже избегая их.

В период Средневековья произошли изменения в отношении к лицам с ограниченными возможностями, когда церковь начала создавать организации, которые оказывали помощь физически и умственно отсталым людям. Однако, существенных изменений не произошло до эпохи Возрождения, в период которого стали развиваться специальные способы обучения людей с недостатками.

Развитие языка жестов в эпоху Возрождения и последующий период

Период Ренессанса - важен в истории языка жестов, во время которого установлено много попыток дать образование людям с проблемами слуха и речи. В середине 1500 в Испании Педро Понсе де Леон достиг успеха в обучении детей с нарушениями слуха - чтению, письму и говорению. В 1620 году другой испанец, Хуан Пабло Бонет, опубликовал книгу на тему «Обучение детей с недостатками слуха». Примерно в то же время англичанин Джон Бульвер описал свой собственный опыт обучения глухонемых, как говорению, так и чтению по губам.

В начале 18-го века Шарль Мишель Эпе проводит аналогичную работу во Франции, в которой он разработал физический язык жестов для людей со слабым слухом. В 19 веке подобная работа проводилась в Германии, в которой Фридрих Мориц Хилл разработал «естественный метод» обучения языку жестов. Совместные усилия такого раннего развития в конечном итоге привели к использованию устного метода обучения, который стал признанным средством изучения языка жестов во всем мире.

Зачинатель французского языка жестов: Шарль Мишель Эпе

Деятельность Эпе стала вехой в развитии языка жестов. Система, изобретенная Эпе, позволила читать по слогам отдельные слова, используя ручной алфавит, а также выражать целостные понятия с помощью простых жестов. Это был большой шаг вперед по сравнению с предыдущими попытками научить глухих, который был направлен на то, чтоб научить их говорить.

Интересно отметить, что на том месте перед началом работы Эпе была французское сообщество языка жестов. Согласно книге французского писателя Пьера Деслогеса 1779 «Наблюдение за глухонемыми», Эпе изучал элементарную систему языка жестов в местах среди глухонемых французов и глухих людей, живших во Франции в то время. Затем он продолжал дальше развивать, стандартизировать и обучать методу.

Язык жестов на сегодняшний день

Система Эпе станет основой для французского языка жестов (ФЯЖ), который до сих пор используется во Франции. Также станет основой для американского языка жестов (АЯЖ) и для многих других национальных языков жестов во всем мире. Сегодня язык жестов широко используется как средство общения между людьми с недостатками слуха. Французский и американский языки жестов являются наиболее известными. Однако, существуют другие системы языка жестов во всем мире.